Тест
Удостоиться звания "Автомобиль 2003 года" при нынешней насыщенности европейского рынка весьма непросто. И "за красивые глазки", какими бы они красивыми ни были, такой титул не дается.
Естественно, что, как только мы узнали о награждении этим почетным званием нового Renault Megane, наш выбор в плане теста для первого в этом году номера журнала тоже был сделан в его пользу. И не скрою, что, вопреки моим определенным симпатиям к французским машинам, я постарался быть особенно предвзятым в плане критических оценок новинки. Еще бы! Лидировать с огромным отрывом в ходе конкурсного отбора, не оставляя шансов конкурентам, - это уж слишком.
Разве тут можно не усомниться? Любители марки "лозанжа" могли бы меня за это и упрекнуть, ссылаясь на требования журналистской объективности. Но только вот в случае с Renault Megane им особенно переживать не стоит.
Автомобиль получился действительно добротным, хотя и не без недостатков (у кого же их нет?). Будем надеяться, что в ходе длительной эксплуатации наше хорошее мнение о нем не испортится из-за несвоевременного выхода из строя отдельных узлов и деталей. И уж ни в коем случае не будет отзывов Megane по поводу серьезных конструктивных недостатков, чем грешат в последнее время даже самые именитые марки.
Воплощение нового стиля
Отсчет нового времени на заводе Renault начался с появления футуристического, на первый взгляд, автомобиля Avantime. Не зря же его название можно перевести с французского как "время, вперед!" или "опережая время". Причудливые формы кузова, в особенности его арьергарда, мало кого оставили равнодушными. И пусть скептиков было больше, чем тех, кто по достоинству оценил старания французских мастеров дизайна, новые характерные линии получили "зеленый свет".
VelSatis стал более сдержанным в плане авангардизма, но для машины представительского класса все равно его дизайн выглядит пока еще почти вызывающе. Особенно на фоне ярких представителей немецкого классицизма.
Из-за схожести некоторых линий новый Megane "окрестили" мини-VelSatis. Но в своем классе компактных автомобилей его появление уже не назовешь революционным. Особенно после того, как своим необычным дизайном "наделала шороху" в прошлом году 307-я модель Peugeot, которая, кстати, тоже стала европейским автомобилем года. Как знать, возможно, именно нестандартность французского стайлинга оказалась решающим фактором для судей-журналистов?
Итак, начатое в Avantime уже прочно прижилось на Meganе и стало характерной чертой нового стиля Renault. И хотя поначалу форма кормы кажется "обрубленной", к этой своеобразности быстро привыкаешь и начинаешь воспринимать ее как гармоничную часть образа. К тому же, налицо рациональность такого решения как в плане увеличения внутреннего объема, так и в плане снижения расхода топлива за счет преимущества аэродинамических свойств. Не секрет, что дополнительная тяга, получаемая автомобилем за счет "толкающего" сзади потока воздуха, в данном случае более эффективна, чем в классическом варианте.
Замена плавных выпуклых форм биодизайна, столь модного в конце прошлого века, на стремительные корпусные линии с овальными переходами - вот, пожалуй, что становится характерным для нового стиля Renault.
Эргономика и ноу-хау
По обустройству салона новый Megane практически ничем не напоминает предшественника. Регулировки сидений просты и удобны. Окончательно распрощавшись с барабанной системой изменения наклона спинки, конструкторы Renault значительно упростили данную процедуру. А заодно и освободили за счет этого немножко места между передними сиденьями, поскольку рычаг теперь находится впереди под креслом. Кроме того, водительское сиденье имеет регулировку по высоте, действующую по типу домкрата. Однако ее рычаг слишком уж выпячивается вперед, и во время теста от него неоднократно доставалось моим брюкам. А что говорить о женщинах, рискующих зацепиться колготками?
Рычаг ручного тормоза, слегка скопированный с конструкции итальянских автомобилестроителей, представляет что-то среднее между поездным и самолетным вариантом. Необычный и даже несколько нелепый, он, тем не менее, показывает себя весьма эффективным и удобным при первом же применении.
Рычаг переключения передач - традиционный для Renault. Даже круглое металлическое обрамление контура "пыльника" французы позаимствовали у своей же спортивной версии Clio V6. Портативная пепельница, хорошо прижившаяся на всех французских новинках, не только практична, но и более гигиенична по сравнению с тем, что было на Megane до сих пор.
Обустройство центральной консоли отличается в зависимости от версии комплектации. Но радует то, что даже в базовой модели предусмотрена кондиционируемая подача воздуха. В нашем случае был климат-контроль, экран которого органично вписывался в дизайн консоли. Придраться к самой конструкции консоли сложно - настолько хорошо продумано размещение на ней необходимых регулировочных кнопок и клавишей. А вот конструкция решетки обдува салона явно диссонировала с качеством примененных здесь материалов. Лопатки этой решетки мне сразу же показались слишком уж хлипкими. Не удивительно, что после трех дней тестовых испытаний одна из них просто обломалась, что и было зафиксировано бесстрастным объективом фотоаппарата.
Правая часть передней панели у Megane более чем лаконична. Это наверняка разочарует любителей возить у себя перед глазами массу бумаг и всякой всячины. Здесь даже взгляду зацепиться не за что, не говоря уже о том, чтобы что-то положить. Впрочем, отсутствие всяких выемок и наружных ниш сверху на панели вполне компенсируется объемным перчаточным ящиком и массой различных емкостей как под сиденьями, так и в дверях. В этом плане Renault мог бы дать фору почти любому производителю.
Для контрабандистов-любителей открою еще один секрет. Заканчивая испытания третьего по счету автомобиля Megane, неожиданно для себя я обнаружил еще и вместительные ниши под ногами у водителя и штурмана. Лишь на фирменных ковриках Renault делается разрез в этих местах, намекающий на наличие маленького лючка. Если же положить на это место стандартный коврик, то вряд ли кому придет в голову, что под вашими ногами можно припрятать довольно увесистый или ценный груз.
Если же говорить об эргономике водительского места в целом, то она заслуживает похвалы. Чего стоят хотя бы регулировки руля по высоте и глубине даже на базовой модели Megane. Пластик, применяемый для рулевого колеса в самой простой версии комплектации, приятен на ощупь. И вообще, по качеству материалов отделки передней панели, руля, боковых стенок и всего салона конструкторы Renault наконец-то смогли избавить свое самое доходное "дитя" по имени Megane от признаков дешевизны, которые были ему присущи практически от "рождения". При этом самая навороченная версия с кожаным салоном ничем не уступает по укомплектованности даже машинам представительского класса.
Особо хочу отметить хороший обзор, обеспечиваемый зеркалами заднего вида. Само размещение этих зеркал, вынесенных максимально вперед благодаря отсутствию дополнительной форточной стойки, намного удобнее, чем, скажем, у того же Peugeot 307. Водителю Renault Megane не приходится сильно поворачивать голову в сторону для "снятия информации" с правого зеркала, а значит, и время его отвлечения от ситуации на дороге, будет меньше. Несколько "узковат" у Megane обзор, обеспечиваемый внутренним зеркалом заднего вида, но причина этого уже в самой конструкции кузова. Поэтому приходится быть чуть внимательнее по выявлению машин, попавших в "мертвую" для вас зону видимости.
О приборной доске следует сказать отдельно. Ощущение корабля, которое начинается с формы руля, имеющего отделку в стиле старинного морского штурвала, продолжают два круглых циферблата, напоминающих корабельные приборы. Прощай общий стеклянный экран, который так долго фигурировал на машинах подобного класса. Оригинальной формы отделка ободов циферблатов спидометра и тахометра "под метал" создает ощущение глубины и пространства. Большой козырек над приборной доской закрывает экраны от попадания солнечных лучей.
Бортовой компьютер, экран которого размещен между основными циферблатами, расширил свои диапазоны, сохранив, к моему удовольствию, расход топлива в литрах. Кстати сказать, концерн PSA так и не перенял этого показателя для своих машин. А он, как мы уже отмечали раньше в своих тестах, весьма важен для получения точных сведений о том, сколько у вас в баке осталось рабочего объема топлива. Приятное удивление вызвал и сам датчик наличия топлива. Впервые за время моих более чем пятилетних испытаний французских новинок, я мог констатировать, что показания стрелки топливного датчика абсолютно точны. То есть, если в баке у вас вмещается 60 литров бензина или солярки, то черточка 3/4 соответствует наличию 45 литров, 1/2 - 30 л, а 1/4 - 15 л. Резервная лампочка загорается при остатке в 10 литров, и в это время срабатывает короткий, но резкий и хорошо слышный сигнал. После этого в течение нескольких минут движения еще продолжает работать показатель оставшегося автономного пробега, а затем он сбрасывается на "ноль", лишний раз стимулируя водителя ехать на заправку.
К примеру, на Renault Laguna стрелка топливного датчика ошибается в среднем на 10-15 литров, вызывая досаду у водителей, которые на заправке понимают, что в баке осталось топлива гораздо больше, чем показывал прибор.
Приятно облегчает жизнь уже ставшая традиционной для Renault электронная карточка вместо ключа зажигания. В случае с Megane ее можно вообще не вынимать из кармана. Водителю достаточно войти в зону действия сигнала, и "умная машина" послушно откроет дверь при его касании рукой дверной ручки, заведет в оптимальном для себя режиме двигатель после простого нажатия на кнопку "start". Если же оставить двигатель включенным и покинуть вместе с карточкой автомобиль, то компьютер просигнализирует, что карточка находится вне пределов зоны действия. Вот только наряду с плюсами мне пришлось констатировать и некоторые минусы. На одной из трех тестируемых моделей карточка упорно "не хотела" работать в режиме "свободных рук". Для выяснения причин пришлось после теста обращаться в сервисный парижский центр, где заново перекодировали "виновницу" наших беспокойств.
Комфорт и багажник
Почему эти два показателя вынесены сегодня вместе? Потому что чем больше вы сможете уложить своих вещей в багажник, тем комфортнее будете ощущать себя в салоне. В том, что касается пространства для жизни на колесах, Megane значительно опережает своих основных конкурентов-одноклассников. Против его 420 л стандартного багажного объема и 1848 л при сложенных задних сиденьях Peugeot 307 может предложить соответственно лишь 341 и 1328 л, Citroen Xsara - 408 и 1190 л, Volkswagen Golf - 330 и 1184 л, а Ford Focus - 310 и 1205 л. Правда, из-за конструктивных особенностей Megane погрузочные габариты багажника не очень удобные. Но объем все же важнее.
Комфорт водителя и переднего пассажира не вызывает сомнений и нареканий. Лишь одно обстоятельство слегка подпортило общую картину: выходя первый раз из машины, я слегка ударился головой о верхнее ребро дверного проема. Не говоря ни слова о случившемся, попросил своего товарища сесть за руль и затем выйти. Ситуация в точности повторилась. Мы вынуждены были сделать вывод, что размеры дверного проема у Megane все же маловаты. И требуется осторожность при высадке из машины.
Пассажиры на задних сиденьях в автомобиле малого среднего класса вряд ли ожидают большого пространства. Megane, к сожалению, не стал в этом плане исключением. Если по высоте, благодаря уникальности конструкции кузова, даже рослым людям будет вполне хватать места, то вот для ног его явно маловато, что особенно ощущается в дальних поездках.
Звукоизоляция салона новинки выполнена с учетом очень высоких требований. Если турбодизельный движок хотя и не очень громко, но все же отчетливо слышен при работе на холостых оборотах, то вот 16-клапанный бензиновый мотор вообще (!) изнутри не слышен. Чтобы поверить в это, достаточно заглянуть под капот и увидеть, насколько тщательно конструкторы упаковали все подкапотное содержимое в специальный пластик. При этом доступ ко всем расходным материалам имеется. А вот все остальное лучше делать либо в сервисном центре, либо имея набор специальных ключей и отверток.
Работа подвески, учитывая, что все три тестируемых автомобиля были с пробегом до 5000 км, не вызывала каких-либо вопросов. Дребезжания отделочных панелей в салоне, острого стука в подвеске при прохождении неровностей покрытия отмечено не было.
Дорожное поведение
Если бы пришлось оценивать дорожное поведение Megane по 10-бальной шкале, то ему смело можно было бы ставить 9, да и то только потому, что за максимально возможную "десятку" получил бы от читателей нарекания в плане необъективности подхода. Машина действительно хороша и надежна в управлении как при наличии одного водителя, так и при полной загрузке - пять пассажиров и более 100 кг багажа.
Чувство хорошей управляемости оставалось и на виражах, и при перестановке в полосах движения. Динамичные движки, легко несущие нетяжелый кузов, позволяли совершать маневры обгона, особенно не задумываясь о том, бензин ли в качестве топлива или солярка.
С учетом отрицательных температур и "местами гололедицы" мне удалось проверить и действие ряда систем, предназначенных для обеспечения безопасности вождения. АBS (антиблокировочная система тормозов) без большого скрежета и характерного для машин 90-х годов выпуска "удара в ногу" срабатывала при малейшем блокировании колес на скользком покрытии. ASR (система предотвращения заноса переднего моста) позволяла за счет согласования вращения колес удерживать машину в заданной траектории даже на весьма крутых виражах. ESP (антипробуксовочная система) предотвращала буксование на месте при старте, а также снос шасси с траектории движения при случайном (в нашем случае, специально организованном) наезде правой стороной на скользкую бровку.
Показатели эффективности торможения, по которым Megane уверенно занимает лидирующее положение среди конкурентов, достигаются в том числе и за счет усилителя тормозов. Эта система позволяет даже людям с небольшой физической силой осуществлять экстренное торможение с максимальным успехом. Для этого достаточно резко надавить на педаль тормоза и не отпускать ее. Электроника, восприняв такое действие как команду к включению, сама добавит необходимое усилие на колодки, тем самым обеспечив необходимую безопасность.
Весь этот "букет прелестей" электронной заботы о безопасности водителя, надеемся, будет эффективно работать и в наших условиях, несмотря на участившиеся в последнее время очень сильные морозы в Беларуси. Тем более что для восточноевропейской эксплуатации автомобили проходят специальную предварительную подготовку, как, например, оснащение более мощной аккумуляторной батареей с дополнительной защитой от промерзания.
Что же до замечаний, то их можно было бы отнести к усилителю рулевого управления. Дело в том, что на Megane применена электрическая система усиления. И на первый взгляд, она должна была бы работать более надежно, чем гидравлическая. В городских условиях и на коротких дистанциях замечаний к электроусилителю у нас не было. Небольшие проблемы начались лишь с выездом на трассу. Предусмотренное увеличение усилия на руль при повышении скорости движения оказалось весьма чувствительным во время действия сильного бокового ветра, а также на длинных виражах. Даже мужчина нормального физического телосложения способен ощутить некоторую усталость после длительного "сопротивления" усилию электросистемы, пытающейся вернуть руль вашего автомобиля в нейтральное положение. Ведь при движении в вышеуказанных условиях машину в нужной траектории, естественно, приходится удерживать за счет легкого поворота руля. Так что скажу откровенно: после 5-6 часов езды мне уже стали приятно вспоминаться привычные гидроусилители, от "общения" с которыми, по крайней мере, не оставалось воспоминаний в виде мышечной усталости в руках.
Кузовные версии
На сегодняшний день Renault представил пока только две кузовные версии Megane - трех- и пятидверный хэтчбеки. Причем, трехдверный вариант вполне годится для путешествия даже пятерых пассажиров. Удобна система опрокидывания вперед спинок передних кресел для прохода на задний ряд сидений. Сам же автомобиль смотрится по дизайну иначе, чем его пятидверная версия. В нем присутствует особый шарм, способный привлечь внимание своих почитателей.
Кстати сказать, полная семья Megane планирует быть весьма многочисленной. Целых восемь (!) кузовных вариантов. У прошлого поколения их было шесть. Кто еще может похвастать таким многообразием? Помимо седана, универсала и минивэна Scenic, а также двух хэтчбеков, которые мы тестировали, в самое ближайшее время ожидается появление купе-кабриолета (с убирающейся металлической крышей по типу Peugeot 307 cc), а также удлиненный вариант минивэна. Этот семиместный Scenic позволит еще более усилить и без того достаточно прочные позиции Renault, которые обеспечивает до сих пор французам родоначальник класса минивэнов Espace. Восьмым из "братьев" семьи Megane будет модель RS, отличающаяся импозантными бамперами, 17-дюймовыми колесами и, главное, 200-сильным турбированным 2-литровым движком.
Моторные варианты
Учитывая грозящую своей новинке "звездность", конструкторы Renault постарались с самого начала оснастить ее лучшими из моторных версий для этого класса автомобилей. Очень динамичный 110-сильный бензиновый движок, который нам достался на трехдверном хэтчбеке, поразил своими разгонными характеристиками. Даже не верилось, что с объемом 1,6 л можно настолько согласованно с автомобилем реализовывать свои спортивные амбиции. Правда, расход топлива при этом был уже не 8 литров, как в среднем городском режиме без пробок, а от 10,2 до 11,5 л, как констатировал наш бортовой компьютер. Но ведь кто из автомобильных журналистов не любит быстрой езды?
Особо теплые чувства мы испытали по отношению к турбодизельной малолитражке, которая до этого успешно прошла испытания на новом поколении Clio. Полуторалитровый двигатель мощностью 82 л.с., безусловно, был на высоте в плане экономии и вполне приемлемых разгонных качеств. Максимальная скорость, которую удалось с него выжать при полной загрузке, составила 182 км/ч. Но это уже предел. А вот крейсерская в 150-160 км/ч по немецким автобанам была вполне по силам "малышу".
Зато средний расход топлива, который был получен после 4500 км пробега с учетом немецких и французских автострад, польских "узкоколеек", белорусской "олимпийки" и 150 км минских улиц, а также польской и, еще хуже, белорусской солярки, составил 6 литров на 100 км. Аналогичный показатель при точно таких же условиях у 2-литрового HDI на Peugeot 307, к примеру, был у нас 7,5 литров.
Эластичность всех трех движков и хорошо подобранные передаточные числа позволяют быстро привыкать к индивидуальным особенностям каждого из них. И уже после получаса управления машиной в городе у вас остается ощущение, что вы на ней проехали всю жизнь. Хотя в данном случае, возможно, автомобиль просто хорошо подошел темпераменту испытателя. От этого ведь тоже многое зависит.
Тем не менее, наиболее конкурентоспособным в моторной гамме Megane на сегодняшний день признан двигатель 1,9 dCi мощностью 120 л.с. Именно его характеристики мы и вынесли в таблицу технических данных. Правда, цена на машину указана на французском рынке, так как в Минске новый Megane будет впервые представлен на весеннем моторшоу. Добавим еще, что данный мотор традиционно сопровождается шестиступенчатой механической коробкой передач. Увы, никто из конкурентов такого еще не предлагал. Что до комплектации базовых моделей, то для французов и немцев (для белорусского и российского рынков иногда базовая комплектация бывает скромнее) конструкторы Renault предлагают ABS, систему контроля давления в шинах, динамический контроль устойчивости ESP, изменяемый электроусилитель рулевого управления, воздушные подушки безопасности.
В заключение
Задаю себе вопрос: понравился ли мне Renault Megane? Скорее да, чем нет. Почему такой неоднозначный ответ? А просто, чтобы не навязывать своего мнения читателям. За время теста мне приходилось слышать диаметрально противоположные оценки по поводу этой машины. То поднятый кверху большой палец и восхищенный взгляд из соседней в уличном потоке машины, а то и откровенно "кислую" мину специалистов, считающих себя доками в оценках дизайна. А были и такие, которые просто с улыбкой по-нашенски говорили: "Прикольно!". Понятно, что лидерские лавры нести не легко, и любой сбой, который может случиться с машиной во время ее эксплуатации, будет рассматриваться экспертами с особой предвзятостью. И все же, главными показателями можно будет считать лишь результаты продаж после первого года выхода модели на рынок. И сбудутся ли наши прогнозы о будущем нового Megane, покажет время.
Технические характеристики Renault Megane 1,9 dCi
Тип двигателя турбодизельный dCi
Количество цилиндров/клапанов 4/16
Объем, куб.см 1870
Мощность, л.с./об/мин 120/4000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 270/2000
Трансмиссия механическая 5-КПП
Привод передний
Вес, кг 1270
Колесная база, см 262
Тип кузова пятидверный хэтчбек
Габариты, см:
- длина 420
- ширина 177
- высота 145
Объем топливного бака, л 60
Расход топлива, л на 100 км:
- в городе 7,2
- за городом (85-95 км/ч) 4,6
- на автостраде (140-150 км/ч) 7,0
- средний за время теста 6,0
Разгон с места до 100 км/ч, сек 10,3
Максимальная скорость, км/ч 196
Объем багажного отсека, л 420/1848
Цена min-max, евро 16.100-22.950